Музыка: Симфонический Оркестр ВВС – Сериал "Шерлок Холмс" 2010 (Городские Пижоны)
«Нет людей, есть идеи», — говорили древние индийцы. Следовательно, правильное представление об окружающем мире, развитый импульс к познанию мира несут в себе преодоление стрессов, происходящих в больших масштабах.
Изучение философских и религиозных первоисточников помогает нам преодолеть однозначное восприятие мира и ситуаций. То, что я сегодня считаю вредным, завтра может оказаться полезным. Такая формула помогает нам остановить отрицательные эмоции и сохранить добродушие в любой ситуации, столь необходимое для преодоления стрессов.
Человек отличается от животного тем, что он умеет абстрактно мыслить. Для такого процесса нужна развитая память и воображение. Память позволяет нам, анализируя события прошлого, с их результатом в настоящем, делать обобщения, расширяющие понимание мира, повышающее нашу адаптацию в нем. Воображение позволяет нам моделировать будущее. И чем активнее работает наше воображение, чем больше воображаемых моделей мы создаем, тем лучше мы ориентируемся в настоящем и подготовлеваемся к будущему. Но стресс может происходить не только в событиях настоящего. Иногда он кроется в прошлом или в будущем.
В неприятной ситуации, происходящей с нами, мы можем попытаться изменить эту ситуацию или отношение к ней. Если эта ситуация была в прошлом, изменить ее невозможно, и тогда остается только менять отношение к ней. Если мы сохраняем эмоцию, желание изменить ситуацию, сожалея о прошлом, не принимая его, возникает психическая перегрузка. Если человек очень долго работает в режиме перегрузки, физической или психической, имея при этом минимальные положительные эмоции, такой стресс может оказаться непреодолимым и приведет к опасным последствиям. Постановка непреодолимой задачи и непрестанное желание ее выполнить приводят к физическому или духовному разрушению. Психические нагрузки более опасны, чем физические. Они накапливаются незаметно, но последствия эти мы ощущаем на себе гораздо дольше. Эти последствия могут растягиваться на годы и десятилетия.
До Зигмунда Фрейда считалось, что появившиеся эмоции исчезают бесследно, если исчезает провоцирующий ее фактор. Исследования Фрейда, Юнга и других показали, что человек имеет многослойный уровень эмоций. Есть эмоции поверхностные, реагирующие на события вокруг нас. Есть эмоции глубинные, о которых мы не подозреваем. Но их значение может быть даже большим, чем значение поверхностных эмоций. Фрейд открыл, что наши эмоции имеют огромную инерцию. И, исчезнув снаружи, они годами продолжают жить в нашем подсознании. Инерция эмоций необходима для функционирования механизма памяти. Без развитой памяти невозможен механизм мышления. В основе мышления лежит механизм сопоставления 2-х или большего количества величин в пространстве и времени. Если мы не даем оценку ситуации, не анализируем и не сопоставляем, происходит торможение мышления.
Советские психологи провели следующий эксперимент. Руки испытуемого погружали в гипс, который потом застывал. Потом мимо него проходили друзья и родственники и он их не узнавал. Выяснилось, что процесс узнавания, обобщения, т. е. процесс мысленный, неразрывно связан с процессом эмоциональным. Когда происходит процесс узнавания, у человека подрагивают пальцы рук. Он как бы ощупывает лица близких и вообще все, что он видит. Эти выводы и этот эксперимент появились в результате следующего наблюдения.
В период Великой Отечественной войны в госпитали поступали раненые саперы. Как правило, они теряли кисти рук и слепли после взрыва. Несмотря на то, что психика была в порядке и голова травмирована не была, через несколько дней у них начиналось расстройство речи, которое существовало достаточно долго. Но если больному из лучевых костей делали подобие клешни, которой он мог шевелить и ощупывать предметы, речь достаточно быстро восстанавливалась.
Из выше перечисленного можно сделать следующий вывод: основной механизм памяти заключен в наших чувствах и эмоциях. Без эмоциональной памяти не может развиваться память мысленная. Все наши эмоции связаны с окружающим миром и позволяют нам адаптироваться в нем. В конечном счете они сводятся к эмоциям, лежащим в основе наших инстинктов. Эти эмоции гораздо масштабнее одной жизни живого существа. Они передаются по наследству, и их охват пространства и времени на порядки превышает масштаб сиюминутных эмоций. Без таких долгоживущих и масштабных эмоций невозможна необходимая адаптация к окружающему миру, ибо сиюминутные процессы являются отражением процессов долговременных. Значит, для адаптации любого живого существа базовые слои эмоциональной памяти должны реагировать на всю Вселенную. Должна существовать эмоция, через которую любое живое существо может получить информацию о всех процессах, происходящих во Вселенной. Сначала возникновения всего живого и по нынешний день эта эмоция не должна прерываться и максимальная ее активность должна происходить при образовании информационных и физических структур живого существа. Единственной такой эмоцией может быть чувство любви.
У любого живого существа существует два периода такой эмоции. Первый: формирование информационных структур будущего живого существа и второй — формирование физических структур. У животных это называется периодом брачных игр, а затем спариванием. Насколько глубоко человек испытывает чувство любви, насколько он поддерживает и сохраняет это чувство, увеличивая ее инерцию, настолько больше он имеет возможностей к познанию и развитию в окружающем мире.
Т. е. чувство любви можно назвать главным информационным источником любого существа во Вселенной.
"Диагностика кармы" Книга шестая, С. Н. Лазарев