Не кажется ли Вам, что в христианстве нередко можно видеть некоторое высокомерие по отношению к науке и культуре, даже презрение к земной жизни и жизни тела? Кажется, и Священное Писание (особенно апостол Павел), и многие святые отцы не скрывают этого. Столько в мiре тьмы и страданий, и разве культура и знание не являются светом и утешением в нём?
И.В.Дроздов, г. Сергиев Посад
Разумеется, у христиан нет ни превозношения, ни презрения к науке и культуре. Но всё существующее должно быть поставлено на своё место всеразрушающей смертью и абсолютной победой над ней Воскресением Христовым. «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа», – говорит апостол (Флп. 3,7-8). В греческом тексте вместо слова «сор» – «экскременты». Без Христа ничто не свято: знания, культуры, ценности – только сор, навоз, только то, что бросается псам (таково второе значение слова, переведённого как «сор»). В самом деле, приобрести Христа – всё приобрести с Ним и в Нём. Смысл жизни – «познать Его, и силу Воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых». Пусть эта всепревосходящая ценность познания Христа будет у нас. Ради этого мы собираемся в Церкви, чтобы утвердиться в истинном общении с Богом и друг с другом. Наша цель, свидетельствуют все святые, – не в том, чтобы знать всё о Христе, но чтобы знать Христа, лично знать Его. Это и означает «познать силу Его Воскресения». Потому что для нас Воскресение – не просто победа, одержанная в прошлом, в далёкой истории, какой бы ослепительной она ни была. И это не то, что относится только ко Христу, как бы ни было это важно для Него. И не только к Божией Матери в Её светоносном Успении. Это великая сила, которая действует в жизни каждого христианина. Каждый из нас знает, о чём идёт речь. Мы не в состоянии описать это чудо, совершившееся в жизни миллионов и миллиардов людей. Но сила Воскресения Христова открывается у всех, по крайней мере, в трёх направлениях. Прежде всего, мы с несомненностью узнаём о ценности этой земной жизни и этого тела, в котором мы живём. Христос воскрес в человеческом теле, это тело Он освящает Своей победой. Только в этом свете мы воспринимаем сегодня войну диавола и слуг его против святыни человеческого тела. Во-вторых, Воскресением Христовым нам ясно открывается жизнь будущего века, к которой мы идём. Оттого что Он живёт, и мы будем живы, Его победа – вечная наша победа. И, наконец, мы знаем, что в жизни и смерти, и за пределами смерти Воскресший Господь всегда с нами. Его обещание быть с нами до скончания века – неложно. Воскресение Христово – уверение, что жизнь стоит того, чтобы жить, что наше человеческое тело священно. И что смерть – не конец жизни, а крестный пасхальный переход. И ничто ни в жизни, ни в смерти не может нас разлучить с Ним.